Почему соцсети перестали радовать? Технологии и дофаминовая ловушка
Социальные сети делают человека несчастнее. И это не голословное заявление, а выводы ученых. Наверняка вы замечали это на своем опыте: фастфуд-контент стал слишком навязчивым и залипание в смешные видео или успешный успех приносит не удовольствие, а тревогу и внутренние укоры за потерянное время. Все это не спроста. Разбираемся, как алгоритмы сломали нашу дофаминовую систему, превратив то, что мы так любили в конвейер суррогата эмоций.
Соцсетей слишком много в нашей жизни
Краткий ответ на вопрос, почему соцсети перестали радовать, прост – потому что их стало слишком много. Далеко ходить не надо: только популярных приложений для просмотра вертикальных видео можно насчитать как минимум четыре. Если на заре соцсетей «ВКонтакте» или «Мой Мир» были центрами притяжений, куда люди регулярно заглядывали чтобы «переписываться», обменяться приколами на стене или поставить пять звезд на аватарку, то теперь онлайн-платформы походят на торговый центр без опции выхода.
Каждая из них жаждет внимания, предлагая пресловутую бесконечную ленту. А бесконечность, как известно, враг удовольствия. Досмотрев фильм, дослушав песню или дочитав книгу, человек испытывает чувство удовлетворения, завершенности. В свою очередь бездонный скроллинг размывает эти ощущения, где вместо эмоциональной подпитки приходит тревожность и апатия. Говоря проще: раньше гормон радости вырабатывался от новых лайков и сообщений, а сегодня процесс схлопнулся, а мозг ждет выброса дофамина, которого вроде как и нет.
Соцсети отбирают больше, чем дают
Безобидный скроллинг, чтобы отвлечься, лишь кажется таковым: информационный поток, обрушивающийся в соцсетях, отбирает не только время, но и внутренний ресурс в виде энергии и настроения. Мозг просто не успевает реагировать на все подряд, распыляя зарядку в разные стороны. В такой парадигме ресурса не остается на значимые вещи, и после часовой посиделки с телефоном на диване хочется лезть на стену.
А еще есть синдром «фальшивой жизни». Ах, вся эта показная роскошь с курортами, ресторанами, дорогими автомобилями! Но не все понимают, что, в большинстве случаев, смотрят на иллюзию, не имеющую под собой ничего. Но потребитель (именно так нас расценивают) по эту сторону экрана постоянно сравнивает себя с кем-то, очевидно проигрывая в дуэли. Таким образом люди не просто формируют завышенные ожидания к себе и окружающим, но и реально впадают в депрессию. Чужая жизнь кажется блокбастером, a своя – сплошным серым понедельником с червячком в голове, повторяющим: «А чего добился ты?».
Соцсети кормят стерильным контентом
Помните, как некогда мы искренне смеялись над мемами про злого школьника и омскую птицу? А про видеообзоры и реакты вспоминаете? Сегодня все иначе – контент в соцсетях отфильтрован бездушными алгоритмами и сделан по советам нейронок, где конечный потребитель, то есть человек, воспринимается как ресурс, превращающийся в хвастливую цифру «миллиона просмотров».
Видео монтируются так, чтобы удерживать внимание, тексты пишутся под SEO, фото правятся фильтрами до ультимативной стерильности. Блогеры давно не скрывают, что их задача – «набрать подписчиков». И плевать, что контент, поступающий в мозг на лопате, становится утилитарным и однообразным. Хотя это даже не контент, а «продукт с содержанием контента», который и эмоций-то не вызывает, только зевок и свайп далее. Как итог – еще более глубокое погружение в пучину в поисках чего-нибудь достойного и неподдельного. А это в 2025 году непростая задача.
Соцсети ломают дофаминовую систему об колено
Взглянем правде в глаза: соцсети подсаживают нас на «иглу», чтобы мы продолжали искать очередную дозу кайфа, возвращаясь раз за разом, будто бы на цифровую вахту. Лайки, уведомления, смешные видео или хорошие мемы некогда были прекрасными дофаминовыми жетонами, но сейчас того удовольствия уже не приносят. Прилива эмоций не вызывают ни сама награда, ни ее предвкушение, а значит дофаминовая система ломается.
Кажется, что соцсети стимулируют и питают ее, но это иллюзия, поскольку в реальности времяпрепровождение в сети превращается в рутину и обесценивается. Просмотр Reels перед сном и проверка уведомлений первым делом с утра – уже ритуальная процедура. Разумеется, в плохом смысле: вряд ли она подарит положительные эмоции или принесет заряд бодрости. Скорее, закольцует очередной день в порочном круге дофаминовой ловушки.
Следите за интересными новостями в нашем телеграм-канале REDSPECIAL.
