Когда-то мемы были способом развлечься и скоротать время в интернете. Человек разумный вышел из демотиваторов, смеялся над забавными картинками с короткими надписями про «злого школьника», «омскую птицу», «типичного» кого-бы то ни было на стенке «ВКонтакте».
Незаметно мемы превратились в нечто большее, чем просто приколы в интернете и короткие вирусные видео. Сегодня это полноценный пласт поп-культуры и феномен, выходящий далеко за пределы индустрии развлечений.
Их используют (и создают!) художники, бренды, политики. Мемы – часть повседневности, и зачастую мы этого даже не замечаем. Они заменяют слова, объясняют сложные вещи, позволяют сбежать от реальности, выставляются в музеях, продаются за миллионы долларов. В общем, это новый язык (иногда даже без слов), средство коммуникации и летопись времени: практически все, что происходит в мире, находит отражение в мемной повестке.
Когда мем вместо тысячи слов
О, чиназес! Замечали, что мозг все чаще подменяет привычные слова мемами? Причем, как в разговоре, так и переписках. Зачем тратить время на гневное полотно в ответ на сообщение друга «как дела на работе?», если можно скинуть картинку с нарисованной собакой, сидящей за столом в горящем доме. Или, например, гифка с Леонардо ДиКаприо из «Великого Гэтсби», на которой он поднимает бокал, представляется ультимативным ответом на любой из тысячи синонимов фразе «я в восторге!».
Наша речь тоже изменилась. Монолог с разочарованием мы заменяем фразой «Ну, такое», скептицизм по поводу чего бы то ни было лаконично укладывается в выражение «Сомнительно, но окэй», а знаменитый афоризм из видео с полицейским «На этом наши полномочия всё» подводит черту под попытками добиться цели. Про слова «лол» и «кек» говорить даже не приходится – молодежи эти три буквы заменили другие три буквы. Альтушки с Госуслуг, скуфы, бумеры, зумеры, пикми и боссы KFC – еще недавно многие и не знали значения этих слов, а сегодня они укоренились в повседневной лексике. Время еще не определило, кринж это или нет: мемы зачастую взлетают столь же быстро, как и затухают. Но мы продолжаем балдеть с этой прикормки!
Мемы в коммуникациях: на грани и за гранью
Корпорации давно поняли, что для привлечения и удержания аудитории, особенно молодой, нужно говорить с ней на одном языке. Отринув формальности, бренды ринулись кто во что горазд: одни делают молниеносные остроумные ситуативки, другие славятся провокационной рекламой, третьи привлекают героев мемов к коллаборациям.
Тут-то в памяти и всплывают сервис по продаже авиабилетов и компания по производству контрацептивов. А кто-то, вероятно, вспомнит рекламу острого бургера со слоганом «Смотри не обострись!». Креативщики либо сами создают мемы, либо обыгрывает уже существующие – так и появляются вирусные кампании, приносящие корпорациями мешки денег. Здесь главное не переборщить и не попасть в рубрику кринж-маркетинга, поскольку мем — все-таки обоюдоострое оружие. Хотя мастера пиара и это вывернут в свою пользу. Или сами станут новым мемом.
Мемы в искусстве: больше, чем просто прикол
А вы знали, что Ждун – это статуя Гомункула слоноподобного, располагающаяся в Нидерландах? Вот и мем в искусстве. Хотя, скорее, наоборот – популярная культура превратила странный арт-объект в феномен, известный на весь мир. Бывают и обратные ситуации – петербуржская художница сделала из знаменитого лягушонка Пепе Пепеанджело. А в Новосибирске популярные интернет-мемы превратились в арт-объекты – выставка вызвала большой ажиотаж.
Люди культуры: музыканты, режиссеры, дизайнеры все чаще используют мемы как источник вдохновения и инструмент высказывания. Художник под псевдонимом Beeple либо сам создает мемы, обыгрывая в своих цифровых рисунках актуальную повестку дня, либо наоборот, работает с готовым материалом – будь то бэби-Йода, Шрек или Пикачу. Мауро Мартинес прославился превращением популярных мемов в полноценные картины, а его британский коллега Филип Колберт на холстах создает синергию мировой истории искусства и современной цифровой культуры.
Как раз для тех, кто привык мыслить мемами и яркими картинками! Что интересно, люди выстраиваются в очереди и с удовольствием посещают выставки, а музеи современного искусства с радостью проводят мероприятия, посвященные мемам.
Бонус: мем как финансовое вложение
Что? Да! Классические мемы, которые, кажется, уже забыты, превращаются в NFT – уникальные цифровые активы, проверенные в блокчейне. Они покупаются и продаются за огромные деньги! Например, все тот же лягушонок Пепе в виде NFT улетел аж за миллион долларов, а Stonks зафиксировал прибыль в виде 10 тысяч баксов. Пиксельный Nyan Cat, горилла Харамбе, и другой олдскул был продан за круглые суммы в биткоинах. В общем, если смотрите на какую-то смешную картинку – вполне вероятно, кто-то ее уже купил в виде цифрового актива. Или продал и хорошенько наварился.
В общем, мемы давно вышли за пределы интернета. Это новый способ постижения и осмысления реальности. Они меняют язык, искусство, маркетинг, влияют на политику и экономику. В зависимости от контекста мемы становятся способом коммуникации, объектом искусства, финансовой кубышкой или даже оружием. Сегодня мем – это не просто прикол, а культурный код эпохи.