Современная школа — живой во всех смыслах организм, который должен быстро адаптироваться к трансформациям окружающего мира. В том числе в методах и методике образования: технологии шагают вперед и их внедрение напрямую влияет на то, как ребята получают (а в нынешних реалиях, скорее, потребляют) знания. Например — виртуальная реальность и геймификация уже сидят на школьной скамье, а что это и как работает разберемся ниже.
Школы меняются уже сейчас. И всему виной – поколение «Альфа»
Не будем брюзжать и ворчать, просто по факту взглянем на подрастающее поколение — поколение «Альфа». Дети, родившиеся в эпоху глобальной цифровизации, растут в мире смартфонов, стримингов, соцсетей, видеоигр и моментального потребления контента. Да-да, это про пресловутое клиповое мышление и все такое: молодежь привыкла к интерактивности, визуальному восприятию и молниеносности в любом смысле. То есть книжки, а уж тем более дяди и тети, которые читают по бумажке с листка школьников не заинтересуют. Тем более, когда под рукой TikTok. И тут хоть топай ногой, хоть стучи указкой – ничего не получится. Дети другие, и это нужно брать за базу.
Это одна из причин, почему в современные школы внедряется все больше цифровых и интерактивных методов обучения. Интерактивные доски, специальные приложения, синхронизация учебников и происходящего на экране, геймификация и VR – не что-то из будущего или элитарных учебных заведений. Они уже здесь.
VR: технология будущего или ближайшая повседневность?
Десять лет назад VR-оборудование – эти самые очки виртуальной реальности – были дорогущими и малодоступными. Да и технология казалась сырой и не обкатанной для масс. Сейчас ситуация изменилась, и очки виртуальной реальности для многих школьников данность. Обратимся к цифрам: в 2023 году мировой рынок VR в образовании оценивался примерно в $3,4 млрд с прогнозируемым ростом до $19,6 млрд к 2028 году – и Россия в этой тенденции.
Как это работает? Да очень просто. По сути, VR-технологии трансформируют школьную программу возможностями по взаимодействию с учебными материалами за пределами окружающего мира: от путешествий к пирамидам Гизы до проведения опасных химических опытов, которые в настоящем классе бракуются техникой безопасности (кстати, уже есть виртуальные лаборатории, использующиеся на уроках химии). Также в виртуальной реальности абстракции перестают быть абстракциями: сложные понятия сегодня можно визуализировать, а в будущем еще и щупать. Это поприще оставляет полет для фантазий.
Возьмем реальный digital-кейс: урок астрономии в VR. Надевая очки, школьник превращается в космонавта, который бороздит просторы солнечной системы, перед ним открывается Земля, Солнце, МКС и все прелести того, что не передать картинкой с учебника или фоткой из презентации. Стоит ли говорить о впечатлениях ребенка.
Геймификация: мотивация и вовлеченность через компьютерные игры
С геймификацией все проще. Здесь элементарно нужны компьютер или смартфон, а также мастерство учителя. Поскольку мы все еще говорим про уроки, хоть и с использованием игровых механик для повышения мотивации и вовлеченности.
Разберемся на примере «песочницы» Minecraft, а точнее, специальной версии под учебу Education Edition. Игра содержит разнообразные варианты сценариев и уроков по широкому пулу предметов: от истории до программирования, где одновременно действовать могут до 30 (!!!) человек. Считайте, полноценный школьный класс. На уроке истории дети строят античную крепость, а биология становится проще и понятнее, когда есть возможность собрать клетку из блоков. Пространство для маневра огромно и полностью зависит от мастерства педагогов и доступного инструментария.
Впрочем, геймификация в обучении ограничивается не только школой: вспоминаем Duolingo, Memeglish, Simpler – приложения для изучения английского языка, где при выполнении заданий пользователь получает награды вкупе с новыми знаниями. А что, быстрый дофамин никто не отменял!
Заинтересовать – научить – наградить. Вот принцип геймификации. И он работает! Еще в 2020 году исследования показали, что подобный подход повышает успеваемость на 14% и мотивацию на 23%.
В общем, будущее школ связано с технологиями – в том числе геймификацией и виртуальной реальностью. Однако мух от котлет отделять все же нужно: процессом должен рулить человек, особенно в работе с подрастающим поколением. Но факт того, что в будущем на выпускных дети будут вспоминать путешествия в Средневековье, полеты в космос, и сложные химические эксперименты за пределами реальности, кажется, неоспорим.