adblock check

Почему люди обожают хорроры: пять неочевидных причин

Как жанр ужасов незаметно превратился из guilty pleasure в полноценное искусство, которое обсуждают на фестивалях и почему нам нравится смотреть хорроры

Некогда хоррор был маргинальным жанром и относился к низовой культуре в сравнении более «глубокими» и «серьезными» лентами. Однако в XXI веке ситуация изменилась в его пользу – фильмы ужасов собирают кассу, франшизы двигают индустрию вперед, а современные режиссеры заставляют говорить о своих «постхоррорах» прессу и кинокритиков. Но не только поэтому зрители осознанно идут с улыбкой в кинозал зная, что там их ожидает полная жесть: называем пять неочевидных причин, почему люди любят ужастики.

Хоррор – один из самых непредсказуемых жанров в кино

Да, зритель примерно может представить хронологию, основные тропы и концепт фильма ужасов, но он никогда не будет знать, в какой момент будет страшно. И будет ли вообще, потому что концепт обмана ожиданий становится все более популярным: ожидание страха еще хуже его переживания, по-настоящему подготовиться к нему невозможно. Впрочем, большинство режиссеров выбирают прямые рельсы: скримеры, кишки, мясо, насилие на грани садизма правят бал без логики и законов – никогда не угадаешь, чего ожидать дальше на хронометраже. Хороший фильм ужасов филигранно играет на нервах, постоянно держа в напряжении, не давая расслабиться – зритель ничего не контролирует, и это круто. Особенно, если речь идет о харизматичных злодеях, вроде Арта из вселенной «Ужасающего».

Почему люди обожают хорроры: пять неочевидных причин
Стоп-кадр из трейлера к фильму «Ужасающий»

Хоррор гарантировано дарит катарсис

Из предыдущего пункта лаконично вытекает тейк о катарсисе. Хороший фильм ужасов строится на концепции нарастающего напряжения, где в высшей точке зритель кричит/впивается в диван/испытывает отвращение/переживает животный ужас – подставьте нужное в зависимости от поджанра. Он летит по эмоциональным американским горкам, где на финише ожидает мощнейшая эмоциональная разрядка. Причем это катарсис особого рода – через шок, страх и облегчение, в отличие от других жанров, которые играют на более глубинных эмоциях. И это забавно: мы чувствуем себя счастливыми и отдохнувшими, посмотрев, например, одну из частей «Пилы».

Почему люди обожают хорроры: пять неочевидных причин
Unsplash

Хоррор выходит за рамки табу

Существуют темы, которые даже в кино обсуждать тяжеловато: смерть, насилие, родительская ненависть, чудовищная жестокость и так далее (многие из них стали отдельными поджанрами). В драмах, триллерах и иже с ними они, конечно, затрагиваются, но часто выглядят тяжело и громоздко – что называется, кино не для всех. Ужасы же, наоборот, поднимают неудобные и мрачные темы под простым и понятным углом, говорят со зрителем на одном языке, в то же время давая пищу для размышления. Жанр тащит смотрящего туда, куда в других фильмах этого делать зачастую не принято. То есть люди смотрят хорроры еще и потому, что они дают возможность заглянуть за ширму самых неприятных человеческих граней. И это один из вариантов сбросить маски через самое массовое из искусств.

Почему люди обожают хорроры: пять неочевидных причин
Unsplash

Хоррор стал новым мейнстримом

В момент зарождения жанра ленты были дешевыми и малоинтересными зрителю – их показывали на ночных сеансах в грайндхаусах, фильмы чуть ли не стигматизировались, многие критиковались общественностью. Сегодня же ужасы способны тягаться и побеждать в схватках с другими жанрами: вспоминаем Ари Астера и его «Реинкарнацию» с «Солнцестоянием», Оза Перкинса с «Собирателем душ», франшизы «Пила», «Астрал», не говоря уже о классике вроде «Хэллоуина» или «Кошмара на улице Вязов». Современные режиссеры превратили хоррор в культурный феномен. Это то самое настоящее кино, которое показывают и на мировых фестивалях, о котором пишут в модных журналах, обсуждают на лекциях и в университетах. В общем, хочешь быть в тренде – смотри хорроры.

Почему люди обожают хорроры: пять неочевидных причин
Unsplash

Хоррор как способ исследования эпохи

Может показаться, что фильмы ужасов – это про абстрактные страшилки. Как бы не так! Хорроры отражают страхи и тревоги эпохи, размышляют и рефлексируют об окружающей действительности и ее потрясениях. В пятидесятые-шестидесятые – разгар Холодной войны – эксплуатировались страхи ядерного конфликта, вторжения инопланетян (как понимаете, ключевое здесь «вторжение», а не «инопланетяне»), экспансии коммунизма. Позже хорроры начали размышлять о кризисе веры, семьи, внутренних демонах – 1970-ые показали, что мир, не такое уж хорошее место, и фильмы начали обращаться «вовнутрь»: от «Изгоняющего дьявола» до «Ребенка Розмари». В нулевые говорили о вирусах, глобализации, капитализме, в десятых – о технологиях, интернете и одиночестве. Мы не просто смотрим хорроры, мы смотрим на зеркало эпохи иногда сами того не понимая.

Заключение

У каждого зрителя свои фильмы ужасов: кого-то пугают скримеры, кто-то ждет обилия крови и мясорубки, другим же нравятся психологическое давление или реалистичное насилие на грани садизма. Хорроры дают эмоции, которых не встретишь в других жанрах и уж тем более в реальной жизни – отсюда растут ноги их популярности. Но дело не только в этом: современные кинематографисты вывели некогда маргинальный сегмент кинематографии на новый уровень. Ужасы по праву заняли свое место на Олимпе, затрагивая сложные темы и рефлексируя окружающий мир. Современные ленты тому доказательство.

Alexander_T
Автор
Культура Культура
3 участника
Вступить
Кино Кино
Нет участников
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...