Три самых мощных десятилетия в истории Голливуда пришлись на промежуток с семидесятых до нулевых: в этот период выходили культовые ленты, стартовали знаменитые франшизы, в лучшей форме были великие американские актеры и режиссеры.
Причем для каждого зрителя киноленты были свои: кто-то любил боевики, кто-то – ужасы, а другие предпочитали авторское кино. Везде находились свои скрытые жемчужины и признанные классикой ленты. В этом материале ностальгируем о фильмах и приметах десятилетий, от середины семидесятых к концу девяностых.
Американское кино семидесятых: как режиссеры становились рок-звездами
Американское кино семидесятых прямо связано с расцветом Нового Голливуда. Менялись не только внутренние правила игры, но и устои производства: кино трансформировалось, говорило со зрителем на новом языке, экспериментировало с формами, темами и содержанием. Классическая студийная система канула в небытие, а молодые кинематографисты отвергали фальшивый блеск старого Голливуда – их больше интересовали нарывы современности. Благо, этому и поспособствовала отмена кодекса Хейса в 1967 году – свода правил, что нельзя было показывать на экране. С того момента и стартовал Новый Голливуд.
Середина семидесятых была эпохой режиссерского кино с авторским подчерком, когда даже блокбастеры были смелыми, необычными и провокационными, то есть формировали новый культурный ландшафт. Да что уж там, просто перечислим имена: в этот период творили Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Брайан Де Пальма – список можно продолжать, и он долго не закончится. Кстати, сегодняшним днем тоже.
Так, 1975-му уже отгремели «Крестный отец», «Изгоняющий дьявола», «Злые улицы», «Китайский квартал» и «Разговор». Но впереди зрителей ждали «Челюсти» (один из первых в мире блокбастеров), «Таксист», «Кэрри», «Апокалипсис сегодня» и, конечно, две бессмертные франшизы – «Звездные войны» и «Рокки». Вряд ли есть люди, которым эти фильмы не знакомы. Это не сухое слово «классика» – это наше детство, воспоминания, первые яркие впечатления от кино и, конечно, любимые персонажи, которых мы проносим в сердце сквозь года.
Тогда Голливуд начал смело говорить на острые темы: о войнах, коррупции, расизме, социальном неравенстве – и при этом делать это настолько круто, что хотелось аплодировать стоя. Однако это было только начало!
Американское кино восьмидесятых: эпоха героев боевиков и расцвет VHS-культуры
Если семидесятые были интеллектуальным расцветом Голливуда, то в восьмидесятые там начали шалить. Кино стало чистым развлечением и удовольствием, особенно с распространением видеомагнитофонов, которые позволяли засматривать избранные фильмы буквально до дыр на пленке: пародировать, цитировать, подражать.
Главный жанр десятилетия – 100% боевик. В 1980-е сформировался культ маскулинности с Арни, Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом, Чаком Норрисом и Брюсом Уиллисом. В 1982 году на большие экраны вышла первая часть «Рэмбо», свет также увидел «Коммандо» со Шварценеггером, а 1984 стал рубежным с выходом «Терминатора». Эта франшиза стала не просто культовой, а вошла в культурный код ни одного поколения.
Впрочем, это только вершки: «Хищник», «Робокоп», «Смертельное оружие», «Крепкий орешек» пользовались не меньшей, а то и большей популярностью у синефилов. Споры о том, кто из героев круче едва не доходили до драк, а постеры в комнатах определяли принадлежность к любимой ленте.
Параллельно расцветал и жанр хоррора, который косплеят и в 2025 году. До мурашек пробивали франшизы «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов», «Хэллоуин» – слэшеры правили бал, по сути, превратив маргинальный жанр в культурный феномен. Здесь стоит сказать спасибо прародителю поджанра Джону Карпентеру. Неудивительно, что восьмидесятнические франшизы существуют и по сей день.
Голливуд переориентировался, сделав ставку на эффектное, доступное и простое (в хорошем смысле) кино. Это было время, когда студии активно выстраивали франшизы, запускали сиквелы по маркетинговым лекалам, а бюджеты росли вместе с амбициями. Технически восьмидесятые тоже многое изменили: спецэффекты – хоть сегодня и весьма смешные – начали играть важную роль в повествовании, а монтаж стал динамичнее, вывереннее и с вау-эффектом.
Влияние восьмидесятых не то, что на кино, а на поп-культуру невозможно переоценить: недаром чуть ли не каждый месяц выходят новые оммажи на эпоху, паразитирующие на ностальгии. Неон, кассеты, ретро-постеры и синтвейв остаются модными даже среди тех, кто вряд ли сможет перечислить фильмографию Сталлоне или рассказать, чем известна Джейми Ли Кертис.
Американское кино девяностых: одно из лучших десятилетий в истории Голливуда
В свое время Брайан Рафтери написал книгу «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все». С ее сутью и содержанием сложно поспорить – тот год был обильным на шедевры. На рубеже веков вышли «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Шестое чувство», «Матрица», «Зеленая миля», «С широко закрытыми глазами».
И это, напомним, один только год! В девяностые Голливуд был однозначно на пике: на это повлияло как появление новых технологий (например, CGI), так и новой волны режиссеров (например, Квентин Тарантино, Дэвид Финчер, братья Коэны). Студии гребли деньги лопатами, звезды сияли ярко, а режиссеры снимали так, как никогда раньше.
Куда ни глянь – сплошь коммерческие хиты. Каждый месяц выходили картины, которые и сегодня у всех на слуху. Причем это были не пустышки, а true cinema за рамками примитивного времяпровождения. И, что интересно, на любой вкус: «Один дома» стал новогодней классикой, «Титаник» – образцом романтической ленты, «Форрест Гамп» – ультимативной драмой, «Криминальное чтиво» – просто квинтэссенцией кино того времени. Не говоря уже о куче франшиз от «Индианы Джонса» до «Парка Юрского периода».
Кино девяностых – отдельный этап, время на рубеже веков, которое будто бы задувало перемены нового тысячелетия. Это чувствовалось как в реализации, так и идеях: появилось больше нестандартных подходов, нелинейных сюжетов, размышлений о морали и идентичности. Чего стоит только студия Miramax, сформировавшая независимую альтернативу мейнстриму, породив волну новаторских фильмов, не стеснявшихся быть странными, грубыми или гиперстилизованными.
В общем, Голливуд входил в XXI век в лучшей форме. Прямо как Брэд Питт в образе Тайлера Дердена. Но и там американскую киноиндустрию ждали свои вызовы и изменения – многие из них мы наблюдаем и сегодня.
Видеокассеты: https://unsplash.com/photos/a-group-of-boxes-with-text-on-them-hSHhJojpo4A
Звездные войны: https://unsplash.com/photos/star-wars-book-4ZzIzTcYsRY
Тарантино: https://unsplash.com/photos/man-in-white-jacket-and-black-pants-playing-on-snow-miW5lfeiErE