Индустрия сериалов продолжает набирать обороты и, кажется, останавливаться не намерена: новые проекты выходят чуть ли не каждый день. Планку задали стриминг-сервисы с огромными возможностями по всем направлениям: появившись однажды, они перевернули игру, став мастодонтами инноваций на этом рынке. Как мы смотрим сериалы с появлением этого феномена и почему опыт у экрана перестал быть сакральным – в материале ниже.
Стриминги трансформировали культуру просмотра сериалов
Потоковые сервисы изменили подход к самой сути сериалов. До их возникновения эпизоды выходили на федеральных и кабельных каналах американского телевидения раз в неделю, пока Netflix и другие не установили свои правила, начав выпускать шоу сразу целыми сезонами. Такой подход породил феномен запойного просмотра, а истории превратились из отдельных глав в целые романы: появилась опция проглотить сезон за одну ночь, а не растягивать удовольствие на (как минимум) несколько месяцев.
Стриминги вышли за дозволенные временные рамки
Ранее золотой стандарт одной серии составлял 43 минуты. Этот промежуток времени позволял раскрыть сюжет и оставлял окно на рекламу, укладываясь ровно в час эфира телеканала. Стриминги ушли от этого формата: во-первых, никакой рекламы не подразумевается априори из-за платных подписок, а во-вторых, нет никакого эфирного времени – серия длится столько, сколько пожелают шоураннеры и сценаристы. Просто напомним: последний эпизод четвертого сезона «Очень странных дел» длился более двух (!!!) часов.
Стриминги уничтожили клиффхэнгеры
Клиффхэнгером называется неожиданный поворот в конце серии, который должен привлечь зрителя к экрану через неделю. Однако на стриминг-сервисах, где сезоны выходят сразу, исключая томительное ожидание, этот ход перестал работать, а сериалы трансформировали сюжетную структуру. Теперь акцент по большей части делается не на финал эпизода, а на серию в целом, чтобы удержать зрителя у экрана. Ведь если ему станет неинтересно, он тут же нажмет на кнопку и перейдет к следующему шоу в списке рекомендаций.
Стриминги поддержали культурную экспансию
Вспомните, как раньше выглядели популярные сериалы – это были американские телешоу с американскими актерами и американскими (ну, окей, западными) культурными ценностями. Такой замкнутый круг. Сегодня стриминговые платформы скупают и вкладываются в проекты по всему миру. Только по щелчку пальцев на ум приходят «Тьма», «Игра в кальмара», «Бумажный дом», «Элита». А таких проектов тысячи, но многие из них остаются незамеченными из-за разнообразия выбора и высокой конкуренции. Тем не менее, это один из важнейших феноменов, порожденных стриминг-сервисами.
Стриминги превратили сериалы в большое кино
Ну очень большие деньги пришли в индустрию как раз с популяризацией стримингов. Вместе с этим появились невиданные доселе возможности по привлечению ведущих кинематографистов. Сегодня эпизоды для отдельных сериалов снимают звезды мировой величины вроде Дэвида Финчера, а бюджеты позволяют завлекать на ведущие роли актеров, которые раннее снимались только в кино: например, Кевина Спейси, Николь Кидман, Генри Кавилла и иже с ними. Большие имена в опенингах перестали удивлять, в 2025 году став почти-что базой. И это, кстати, касается и России.
В каком-то смысле Netflix, Apple TV, HBO Max, Amazon и другие десакрализировали просмотр сериалов, превратив этот опыт в ультимативную форму потребления с бесконечной каруселью выбора, будто бы Reels или Shorts. С другой стороны, с их появлением индустрия сделала огромный шаг вперед: пришли большие деньги, большие кинематографисты, большие хронометражи. Стриминги не просто открыли новые горизонты – они сформировали новую культуру, где просмотр сериала перестал быть посиделкой у телевизора в девять вечера, но сиюминутным развлечением, доступным по щелчку пальца. Они сделали из зрителя барина, хорошо это или плохо.