adblock check

Автопилоты и летающие машины: все еще миф или уже реальность?

Человечество давно мечтает о летающих машинах. Как много мы видели подобных фантазий в различных фильмах? Но теперь летающие машины становятся реальностью

Летающие машины больше не миф, а реальность. Материалы с такими заголовками выходили в СМИ пять лет назад, а в 2025 году пишут, что парящие транспортные средства, да еще с автопилотом, могут появиться в России. Разберемся, так ли это, и порассуждаем о футуризме на улицах городов.

Электрические самолеты над крышами небоскребов – прямо как в кино

Впереди планеты всей, как всегда, гиганты вроде Airbus, и инновационные стартапы, поддержанные гигантами. В том или ином виде они работают над концепцией eVTOL – на казенном термин звучит как «электрическое вертикально взлетающее и садящееся транспортное средство», а по сути – это компактный электрический самолет.

Где же тут инновация? Давайте разбираться. Во-первых, таким аппаратам не нужна взлетная полоса, то есть садятся они и взлетают вертикально, как вертолет, но не требуют инфраструктуры. Можно взмывать вверх с крыш небоскребов, парковок ТЦ, и даже с лужайки у дома.

Во-вторых — экологичность. Машины eVTOL работают на электричестве, не генерируют выхлопов и выбросов, что очень актуально для мегаполисов. Особенно с посредственной экологической обстановкой. На этом рынке движение в сторону зеленой энергетики – база.

В-третьих, автоматизация. Конечно, разработки ведутся с учетом абсолютно автономного управления (с поправкой на требования сертификации и законодательства): электрические самолеты в будущем будут летать без человека за штурвалом, что сближает технологию, скорее, не с самолетами, а с дронами для людей.

По идее, технология перевернет подход к урбанизму и транспортной мобильности, сформировав новую логику перемещения: без пробок, пересадок, использования нескольких видов транспорта. Можно забыть о дорогах, светофорах, трафике и так далее. Совокупность факторов звучит как козырная комбинация, но как все это будет реализовано и будет ли реализовано вообще в повседневности – большой вопрос.

Автопилоты и летающие машины: все еще миф или уже реальность?
Стоп-кадр из видео с официального канала XPENG AEROHT

Аэротакси – вопрос недалекого будущего. По крайней мере, в отдельных странах

На базе этой технологии уже создаются аэротакси. Например, электролет Midnight (стоимость экземпляра – $5 млн) предназначен для курсирования между Манхэттеном и аэропортами Нью-Йорка. Что интересно, недавно он получил сертификат летной годности для использования в военных целях от Пентагона. С шестью аккумуляторами и возможностью вертикального взлета и посадки, Midnight предлагает экологичную альтернативу традиционным крылатым собратьям. Стоимость поездки, кстати, планируется на уровне премиум такси, или около $172 за рейс. В общем, американцы изобрели аэроэкспресс, только по воздуху.

Это не единственный прецедент – например, компания ​Joby Aviation в коллаборации с Toyota также развивает eVTOL-аппараты: контора планирует коммерческие полеты в Дубае уже в 2025 году, подписав соответствующие соглашения с государством. Электролет Joby S4 помимо пилота вмещает 4 пассажиров, и способен достигать скорости более чем в 300 км/ч. Кажется, эти ребята всерьез ставят себе цель стать пионерами массового запуска аэротакси.

Автопилоты и летающие машины: все еще миф или уже реальность?
Стоп-кадр из видео с официального канала Joby Aviation

Что касается полной автоматизации полетов – до этого пока далеко, хотя опция и заявляется как обязательное условие для масштабирования. Все дело в том, что наличие человека за штурвалом – ключевое требование сертификации для получения разрешения на полеты. Да и пассажиры пока морально не готовы отдать свою жизнь на откуп достаточно сырой технологии.

Пара слов о летающих автомобилях

Они действительно существуют, но выглядят не так, как мы себе представляем: это помесь автомобильного кузова и вертолетной конструкции с винтами на крыше. Еще в 2020 году «автомобиль» PAL-V Liberty, созданный в Нидерландах, прошел все необходимые испытания и получил лицензию на передвижение по европейским дорогам (правда, пока там не встречался). Скорость этого гибрида в воздухе достигает 180 км/ч, а на земле – до 160 км/ч.

Автопилоты и летающие машины: все еще миф или уже реальность?
Стоп-кадр из видео с официального канала PAL-V Liberty

В этом году калифорнийцы Alef Aeronautics тоже представили детище под названием Model A. Это летающий автомобиль с вертикальным взлетом, получивший необходимые разрешения от Федерального управления гражданской авиации США. С более чем 3 200 предзаказами и ценой около $300000, компания планирует начать производство в конце 2025 год – а значит будущее уже на пороге.

Впрочем, преодолевать пространство и простор, как пелось в одной известной песне, в ближайшее время придется все же по старинке. Автопилоты и летающие машины перестали быть мифом, но еще не стали частью повседневности, и вряд ли в ближайшее время станут. Это реальность инженеров, энтузиастов, техноинноваторов и корпораций. Простым смертным остается только ждать.

Alexander_T
Автор
Технодвиж Технодвиж
1 участник
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...