adblock check

Золотой век Голливуда: как рождалась знаменитая «Фабрика грез»

Изучаем историю взлета и падения Золотого века Голливуда: от первого звукового кино до краха студийной системы

«Унесенные ветром», «Гражданин Кейн», «В джазе только девушки» – классика мирового кино, которая входит в списки лучших фильмов за всю историю самого массового из искусств. Эти шедевры, как и многие другие, родились в период американского кинематографа, который считается Золотым веком Голливуда: с шиком и блеском, но без какой-либо нищеты. Разбираемся в эпохе легендарных лент, великих актерских перфомансов и новаторских кинематографических решений.

Зарождение Золотого века Голливуда

Золотой век Голливуда берет свое начало в конце 1920-х, хотя и до этого кинематограф был массовым развлечением: американцы буквально толпами шли на фильмы Чарли Чаплина и Рудольфа Валентино. Классика немого кино – «Малыш», «Огни большого города», «Шейх», «Кровь и песок» собирала полные залы, на некоторые сеансы билеты было практически невозможно достать.

Однако по-настоящему поворотным моментом, который положил начало Золотому веку Голливуда стал выход фильма «Певец джаза» в 1927-м. Это была первая коммерчески успешная лента, в которой зрители услышали реальный голос актера во время просмотра: то есть звук синхронизировался с изображением! Впрочем, это еще не был полноценный переход на звук – большая часть хронометража все еще сопровождалась титрами, а озвучены были лишь несколько сцен и реплик. Но каково было впечатление зрителей!

Да, в том или ином виде звук в кино появлялся и ранее, однако сам факт живой речи и пения на экране (или через него, как удобнее) произвел революцию в киноиндустрии. А знаменитая фраза Эла Джонсона, сыгравшего главного героя, о том, что «вы еще ничего не слышали» стала предвестником новой эры Голливуда. В 1929 году звуковое кино окончательно сменило немое.

Золотой век Голливуда: как рождалась знаменитая «Фабрика грез»
Unsplash

Становление золотого века Голливуда 

Трансформации в киноиндустрии привели к ее буйному росту и изменениям ландшафта. Многие актеры, блиставшие в эпоху немого кино, оказались не готовы к новому формату. У кого-то был ужасный голос, другие играли чересчур выразительно, будто в театре, еще одни банально не могли зазубрить текст. Вслед за актерами пострадали и оркестры в кинотеатрах, которые перестали быть актуальными.

А вот кто был на коне, так это киностудии. К началу тридцатых годов сформировалась знаменитая студийная система. Крупнейшие игроки рынка – MGM, Paramount Pictures, Warner Bros, 20th Century Fox и RKO Radio Pictures (Radio-Keith-Orpheum) – фактически подмяли Голливуд. Они контролировали производство, дистрибуцию и прокат собственных фильмов. Скажем, продавали фильмы «пакетами», от которых нельзя отказываться. Именно тогда в обиход вошла фраза про «Фабрику грез»: у гигантов были собственные съемочные городки, огромные павильоны, сценарные департаменты, костюмерные, студии записи звука и далее, далее, далее – вы видели это в кино по кино.

Актеры, в свою очередь, заключали на многолетние контракты и были связаны жесткими обязательствами. Например, снимались только в фильмах одной студии, причем не всегда по своей воле. Студийные боссы также вкладывали огромные деньги в их продвижение: так, например, Норма Джин Мортенсон стала Мэрилин Монро, а Арчибальд Лич – Кэри Грантом.

Параллельно формировалось то, что мы сегодня называем жанровым кино: вестерны, мюзиклы, нуар, мелодрамы, так называемые «сумасбродные комедии» и прочие гангстерские фильмы выходили в кинотеатрах сотнями. Пул расширялся регулярно, и зрители находили себе фильмы по душе.

К началу 1940-х Голливуд представлял собой монолитную и невероятно эффективную индустрию, охватывающую все Соединенные Штаты. Знаменитая «Фабрика грез» работала по промышленному принципу, в год выходило порядка 500 лент, которые смотрели миллионы американцев. Их премьеры превращались в грандиозные культурные события, а актеры становились буквально иконами.

Золотой век Голливуда: как рождалась знаменитая «Фабрика грез»
Кадр из трейлера к фильму «В джазе только девушки»

Расцвет Золотого века Голливуда

Пик Золотого века пришелся на сороковые – пятидесятые. Кино прочно закрепилось как главное развлечение США: в 1946 году было продано порядка 4 миллиардов (!!!) билетов, что стало абсолютным рекордом в истории американского проката.

Впрочем, свою роль сыграла и Вторая Мировая война: в этот период кинематограф приобрел особое значение. Фильмы выполняли одновременно пропагандистские задачи, помогали сбежать от реальности (как и в период великой депрессии), формировали коллективный опыт. Люди массово тянулись в кинотеатры, и после войны привычка сохранилась.

Но расцвет Золотого века пришелся на 1940-50-е и по более банальным причинам: именно тогда вышли фильмы, ставшие символами классического Голливуда. Это «Касабланка» – элегантная романтическая комедия на фоне войны; «Гражданин Кейн», поразивший зрителей нестандартным подходом к кинематографии; «Мальтийский сокол» – классика нуара;

и, конечно, «Поющие под дождем» – эталон голливудского мюзикла. Список можно растянуть на десятки названий.

В общем, американская кинематография достигла высочайшей планки, а фильмы формировали образ повседневности, стали частью поп-культуры и диктовали тренды. Многие отголоски того «классического Голливуда» живут в кино до сих пор.

Золотой век Голливуда: как рождалась знаменитая «Фабрика грез»
Кадр из трейлера к фильму «Мальтийский сокол»

Закат Золотого века Голливуда

Но, как известно, под луной ничто не вечно, и к концу пятидесятых Золотой век Голливуда заржавел. Причин для этого было несколько.

Во-первых, началось массовое распространение телевидения – зрители уже не так охотно тянулись к залам с большим экраном, имея небольшую говорящую коробку у себя дома. На этом фоне посещаемость кинотеатров начинала снижаться. Это, в свою очередь несло убытки, которые в сложившейся студийной системе очень больно били по карману боссов и влияли на производство.

«Я ненавижу телевидение. Я ненавижу его так же, как арахис. Попробуй остановиться, когда грызешь арахис», – говорил режиссер Орсон Уэллс.

Во-вторых, в 1948 году Верховный суд США постановил, что названная выше студийная система нарушает антимонопольное законодательство контролируя производство, прокат и демонстрацию фильмов. Гиганты должны были отказаться от практики владения кинотеатрами и продажи фильмов «пакетами». Это разрушило вертикально интегрированную систему, и индустрия стала более свободной, а студии – менее могущественными (без собственного проката они потеряли гарантированный поток доходов и возможность диктовать условия рынку). Тем не менее, процесс трансформации шел отнюдь не быстро, иногда студии сохраняли неформальные связи с прокатом и в пятидесятых.

Наконец, к концу 1950-х у зрителей сменились вкусы. Глянец, помпа и пафос перестали интересовать американцев, в первую очередь молодых. Новое поколение требовало большей искренности, свободы самовыражения и нестандартных тем, затрагиваемых режиссерами.

Студии первое время сопротивлялись, но все же сдали назад. Эти пертурбации открыли путь независимым продюсерам и режиссерам, что привело к появлению Нового Голливуда в 1960-х годах – сегодня он известен намного больше, чем Золотой век. Впрочем, это уже совсем другая история.

Бонус: что посмотреть из Золотого века Голливуда

Закрепим материал списком того, что обязательно нужно посмотреть, чтобы расширить свой культурный кругозор и понимать, что же это такое – Золотой век Голливуда.

  • «Унесенные ветром», 1939, реж. Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд;
  • «Гражданин Кейн», 1941, реж. Орсон Уэллс;
  • «Мальтийский сокол», 1941, реж. Джон Хьюстон;
  • «Касабланка», 1942, реж. Майкл Кертис;
  • «Бульвар Сансет», 1950, реж. Билли Уайлдер;
  • «Поющие под дождем», 1952, реж. Джин Келли, Стэнли Донен;
  • «В джазе только девушки», 1959, реж. Билли Уайлдер.

Alexander_T
Автор
Кино Кино
Нет участников
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...