Оплата куском пластика – это полное безумие. Так думали люди сравнительно недавно, а сегодня и это уже метод для динозавров, ведь достаточно улыбнуться в камеру и спокойно забрать продукты с кассы. Тем не менее, все начиналось с дедов — пластиковых карт. Как они появились и причем здесь забывчивый бизнесмен – в материале ниже.
С чего все начиналось: Diners Club
Идея первых карточек появилась из-за казуса в 1949 году. Согласно легенде директор кредитной компании Hamilton Credit Corporation Фрэнк Макнамара забыл взять кошелек на обед с клиентами в ресторан и попал в неприятную ситуацию. В тот момент ему и пришла в голову мысль: а почему бы не сделать особые карты для расчета в заведениях, которые оформят специальный договор. Так появилась карточка Diners Club с лайфхаком не расплачиваться наличностью в ресторанах. Точнее, в моменте не расплачиваться вообще.
Как это работало? Официант сверял имя человека со списком держателей привилегированной карты, и, если все совпадало, можно было уходить, не заплатив за обед – этакая ультимативная система лояльности. Ответственность брал Diners Club. Правда, в конце месяца высылал счет за каждый вояж по ресторанам, и приходилось расплачиваться по счетам. Меньше, чем за 10 лет клуб разросся до 20 тысяч клиентов, а карточки принимались почти в трех сотнях заведений! Однако это был еще не пластик, а бумажные квитанции. Но начало было положено.
В игру вступает American Express
История же пластиковых карточек напрямую связана с American Express, которая прославилась первой чардж-картой – прообразом кредитки. Но и они начинали с бумажного варианта в 1958 году. Опыт быстро показал непрактичность подхода: бумажки изнашивались, рвались, терялись и просто выцветали, не говоря уж о безопасности средств.
Вскоре, уже через год, компания сменила вектор и сделала ход конем, выпустив пластиковый экземпляр. Решение произвело фурор: легкая, прочная, устойчивая к влаге и сгибанию на первый взгляд безделушка, таила в себе финансовый мир. И, кстати, выглядела дороже и стильнее, чем бумага, похожая на фантик. Дальше предстояла не менее сложная спецоперация: перевести клиентов на инновационный формат. American Express действовали прямо в лоб: выслали держателям карточки по почте с посылом, что они прослужат намного дольше, так еще и придадут авторитета.
Это был первый масштабный выпуск пластиковых карт, и ставка сыграла: люди пришли в восторг. К тому же, появилась возможность вытеснять имя владельца и номер, что стало важным элементом как эстетики, так и безопасности. Если, например, карточки Diners Club были нишевым привилегированным продуктом, то карты AmEx стали массовым, создавая у среднестатистического американца ощущения причастности к чему-то большому.
American Express перевернули игру. Это была не только смена материала, это была смена восприятия. Их примеру последовали и другие игроки финансового рынка. Так, банки вскоре начали отказываться от бумаги, а будущие Visa и MasterCard прибрали стандарты по форме и размеру.
Инновация American Express показала, что пластиковая карточка – не просто способ оплачивать покупки. Это лайфстайл, в каком-то смысл личный бренд и финансовый инструмент, доступный не только воротилам с Уолл-Стрит, но и обычным Джонни и Бэтт из среднего класса.
А что дальше?
А дальше началась технологическая гонка, которая длится до сих пор. В шестидесятых в игру вступили крупные банки со своими возможностями. Они всеми способами бились за клиентов: устраивали массовые бомбардировки по почте, расширяли партнерки, ковали системы безопасности. В общем, вваливали мешки денег в перспективное направление.
Уже через десять лет трудами IBM появилась та самая магнитная полоса на куске пластика. Да-да, как в американских фильмах: герой в костюмчике проводит своей credit card по специальному электронному терминалу – раз, и все. К восьмидесятым заговорили о «бесконтактной авторизации» (по сути, мгновенной оплате), ну а банковские карты стали плотной частью повседневности.
Остальное – история на наших глазах. Моментальные платежи через телефон, сканирование QR-кодов на кассе, специальные стикеры от банков взамен карточек и оплата по лицу вообще без всего. Впрочем, иногда обстоятельства буквально заставляют возвращаться к классике.