adblock check

Первые авиалинии: с чего все началось

Вы знаете, что история первых авиалиний началась отнюдь не с самолетов? Кто стоял у истоков современных авиаперевозок и как они развивались? Читайте в статье

Сегодня авиакомпании ежедневно перевозят миллионы людей по всему миру, а когда-то идея регулярных воздушных рейсов казалась фантастикой. История первых авиалиний — это путь от коротких экспериментальных маршрутов на шумных и хрупких самолётах до зарождения современной гражданской авиации. Давайте посмотрим, с чего всё начиналось.

Началось не с самолетов

Мало кто помнит и знает, но история первых регулярных полетов началась отнюдь не с самолетов. В 1909 году аэропланы уже могли перевозить одного пассажира, но не более, так что о перевозках в коммерческих целях речи не шло, но на помощь пришли дирижабли. Ведущую позицию в их создании занимала Германия благодаря разработкам пионера авиации графа Фердинанда фон Цеппелина. Его летательные аппараты открыли путь к первым массовым воздушным перевозкам.

Первые авиалинии: с чего все началось
Люди, удерживающие дирижабль LZ 127

16 ноября 1909 года была основана DELAG - первая в мире гражданская авиакомпания. Первым судном стал LZ-7 «Deutschland», способный перевозить 24 пассажира со скоростью 32 км/ч. Впервые он ушёл в рейс 19 июня 1910 года. К началу первой мировой войны флот DELAG уже составлял 6 кораблей, которые выполняли рейсы из Баден-Бадена в Дюссельдорф, Франкфурт, Гамбург, Берлин, Потсдам и Лейпциг.

Первый коммерческий полет

США, штат Флорида, 1913 год. Местному предпринимателю Персивалю Фанслеру пришла в голову идея организовать линию перелетов через залив, между городами Санкт-Питерсберг и Тампа, так как путь по берегу занимал около 12 часов.

Местные власти согласились ссудить Фанслеру деньги на покупку трех самолетов и ангара. Бизнесмен обратился к малоизвестному тогда авиаконструктору Томасу Бенуа и заказал у него три самолета: два Benoist XIV для пассажиров и один Benoist XIII для открывшейся летной школы. Как и все первые машины того времени, самолеты Бенуа были гидропланами и походили на летающие лодки.

Первый официальный полет состоялся 1 января 1914 года. Маршрут проходил через залив, между городами Санкт-Питерсберг и Тампа, и занимал всего 20 минут. Самолёт вмещал одного пассажира. Первый билет купил мэр города за 400 долларов.

Несмотря на то, что линия просуществовала всего несколько месяцев и работала в основном не на перевозки, а на развлечение, она считается началом гражданской авиации.

Первые авиаперелёты трудно было назвать комфортными. Пассажиры летали в открытых кабинах, подверженных ветру, холоду и шуму мотора. Билеты были очень дорогими, а полёты зависели от погоды. Безопасность тоже оставляла желать лучшего: авиация только развивалась, поломки, аварии и ошибки пилотов были нередки. Тем не менее, интерес к полётам рос, люди воспринимали их как приключение, а не просто способ передвижения, и именно этот энтузиазм стал двигателем будущего роста всей авиационной отрасли.

Первая мировая война

Хотя первая авиалиния в США показала потенциал пассажирских перевозок, начавшаяся Первая мировая война сместила фокус на военную авиацию. Самолёты использовались в основном для разведки и боевых задач. Однако война дала мощный толчок развитию технологий — появились более надёжные двигатели, конструкции и навигационные приборы.

Новый этап развития авиалиний

После окончания войны, в 1919 году, началось возрождение гражданской авиации. В Великобритании открыли регулярный маршрут Лондон — Париж, в Нидерландах была основана авиакомпания KLM, собственные авиаперевозки начали развивать Франция и Германия. Хотя рейсы поначалу были дорогими и редкими, интерес к полётам быстро рос.

Активный рост отрасли начался в 1920–1930-х годах. Появились новые авиакомпании, включая будущих гигантов: Lufthansa, Air France, Pan Am. Самолёты стали летать дальше и перевозить больше пассажиров. Появились почтово-пассажирские рейсы, улучшился комфорт: появились закрытые салоны, мягкие кресла и отопление. Рейсы стали регулярными, появились расписания.

Первые авиалинии в России

Первые авиалинии: с чего все началось
Первый пассажирский самолёт советской конструкции — АК-1. Совершал регулярные полеты Москва — Берлин и Москва — Ленинград
Авторство: SDASM Archives. Flickr, Общественное достояние, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=132294375

В 1923 году была создана первая советская авиалиния — Москва — Нижний Новгород. Она стала официальным началом гражданской авиации в СССР. Перевозки осуществлялись на французских самолётах Farman-Goliath, закупленных после войны.

В том же году была основана авиакомпания «Добролёт» — предшественник Аэрофлота. Её задачей было развитие воздушного транспорта внутри страны. Постепенно открывались новые маршруты: Москва — Орёл — Харьков, Москва — Ленинград, а к 1930-м годам начались и первые международные рейсы, например в Берлин.

Новая эпоха

Первые авиалинии положили начало целой индустрии. За первыми экспериментами последовали сотни воздушных направлений, тысячи аэропортов и миллионы пассажиров. И это не предел: авиация продолжает развиваться, открывая новые горизонты.

olga-gor
Автор
Хроники Хроники
2 участника
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...