Не разбираетесь в политике и держитесь от нее подальше? Как бы не так. Она давно стала частью повседневной жизни и собрала под свои стяги «диванных аналитиков». Не в последнюю очередь благодаря поп-культуре. Масскульт не просто развлекает, а через фильмы, сериалы, телепередачи и мемы становится зеркалом, отражающим механизмы власти и ее суть. Расскажем, как все это работает на примере нескольких кейсов.
Поп-культура как зеркало реальной политики: сериалы «Карточный домик» и «Игра Престолов»
Ни один сериал не раскрывал так суть политики, – настоящей политики, как «Карточный домик». Шоу с Кевином Спейси в роли беспринципного президента США Фрэнка Андервуда показало, что власть – далеко не красивые лозунги, билборды с улыбающейся фотографией, борьба всего хорошего против всего плохого. Это предательства, подкупы, обманы, лицемерие, манипуляции и ненависть к политическим противникам. «Карточный домик» выдал базовую базу и показал цинизм политики: людей волнует только власть, и они борются за нее до конца. Подход сериала циничен, но предельно отрезвляющ. Политическая кухня не для травоядных, и стоит держать это в уме, смотря на говорящую голову в телевизоре.
Еще дальше в этом смысле ушла «Игра Престолов», где за миром фэнтези скрывается политическая метафора. Отбросьте драконов, одичалых и иже с ними – это в первую очередь о цинизме власти, предательстве идеалов, манипуляциях и тонкой чуйке. Что уж там говорить: один из немногих положительных персонажей, Нед Старк, лишился головы в начале сериала, в то время как разномастные клятвопреступники добрались до самого конца в борьбе за Железный трон. О чем это говорит? Политика не терпит слабых и честных, но и не делит мир на черное с белым. А «Карточный домик» и «Игра Престолов» объясняют, почему «хороший политик» не может победить «тех плохих», и как устроен институт на самом деле.
Поп-культура в формате критики и сатиры: «Куклы» и SNL
В разное время телешоу обыгрывали актуальную повестку дня. Феноменом российской политики девяностых были «Куклы», где первые лица страны выставлялись, кхм, не в самом приятном свете. Это была не просто ультимативная сатира, шоу имело и социально-психологический подтекст: учило не бояться власти, снимало с власть имущих бронзовый налет бюстов. Политика по «Куклам» – нелепый, алчный, часто слабый институт. Авторы предложили образ, доступный и близкий народу, формируя политическое мышление пусть даже и в ироничной форме.
Тем же самым давно занимается американский SNL (Saturday Night Live). Правда, авторы пошли дальше, устраивая скетчи и разыгрывая сценки по мотивам политической жизни США. Один из ярких примеров – Алек Болдуин в роли Дональда Трампа. Постановки высмеивали республиканца, подчеркивали его медийность, внутренний хаос, гиперболизировали его харизму и провокационность, чтобы показать абсурдность его поведения. Той же участи удостаивались и другие политики. Впрочем, здесь не стоит принимать все за чистую монету – перед нами тот же грязный элемент борьбы. Но то, что он ставит зеркало и помогает (хоть и язвительно) понимать происходящее, практически неоспоримо.
Поп-культура как политический язык масс: нефритовый стержень Си и ультраправые
Забавным проявлением народной аналитики стали мемы. Они работают как фильтр и объясняют, что произошло, почему это абсурдно, для чего на это стоит обратить внимание. Здесь миллионы примеров: от кошкодевочек, социальных кредитов и нефритового стержня Си до стеба над фейлами Джо Байдена и все того же Трампа, танцующего под YMCA. Что интересно, каждый видит в них что-то свое в меру подкованности и взглядов. И да, на площади Тяньаньмэнь ничего не произошло.
А еще мемы обладают прямой политической функцией и говорят о взглядах. Вы знали, что лягушонок Пепе – один из символов ультраправых, и не только в США, а также в каком-то смысле элемент экстремистской символики? Впрочем, одновременно он был и символом протестов в Гонконге 2019 года. Мемы, хорошо это или плохо, стали новой формой идеологического маркера, которым пользователи показывают принадлежность в интернете.
В общем, поп-культура давно стала составной частью политики, но, что более важно, она забавно и ненавязчиво помогает разобраться в институте власти: эмоционально отреагировать на событие, прокачать критическое мышление, вскрыть подноготную. Пусть и с помощью выдуманных президентов, драконов, кукольных фигур и гиперболизированных скетчей.